+7 (8142) 59-60-50

Новый закон о госконтроле: что изменится для бизнеса

Важнейшим фактором развития бизнеса и формирования благоприятного делового и инвестиционного климата в регионе является снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательства. Одной из самых чувствительных сфер взаимодействия бизнеса и власти является государственный контроль и надзор. Качество этого взаимодействия существенно влияет на деловой климат в целом.

С 1 июля 2021 года в рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности вступил в силу значимый для бизнеса Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который устанавливает новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля.

В новом законе закреплены важнейшие принципы обеспечения баланса интересов бизнеса, государства и общества. Закон о контроле (надзоре) позволит снизить административную нагрузку за счет создания исчерпывающего перечня видов контроля и применения единообразных контрольных (надзорных) мероприятий, оптимизировать контрольные (надзорные) функций, исключить их дублирование разными надзорными ведомствами. Основными принципами нового законодательства в сфере контрольной (надзорной) деятельности являются:

  • предупреждение и профилактика нарушений обязательных требований должны превалировать над наказанием (проведение профилактических визитов, объявление предостережений контролируемым лицам при негрубых нарушениях);
  • государственный контроль должен быть организован таким образом, чтобы стимулировать добросовестное поведение контролируемых лиц;
  • степень вмешательства в предпринимательскую деятельность контрольными (надзорными) органами и меры воздействия должны быть соразмерны вреду, который причинен или мог быть причинен охраняемым законом ценностям. Это позволит снизить административную нагрузку на добросовестные организации и обеспечит стимулы к соблюдению предприятиями обязательных требований.
  • не допускается злоупотребление «проверочными» полномочиями, в новом законе четко прописаны ограничения и запреты, связанные с исполнением полномочий инспектора и подробные правила проведения каждого контрольного (надзорного) мероприятия. Закон предусматривает отмену решений, принятых по результатам любого контрольно-надзорного мероприятия, которое провели с грубыми нарушениями.

В 2020 году, в связи с возникновением пандемии коронавирусной инфекции, Правительством Российской Федерации были введены беспрецедентные ограничения - мораторий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий в отношении бизнеса, что явилось одним из факторов поддержки бизнеса и нормализации экономической ситуации.

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продолжит действовать и в 2022 году, за исключением объектов, которые могут представлять потенциальную опасность для жизни людей, организации, работающие на основе лицензий.

С 1 января 2022 года вводится обязательное досудебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. Организация или индивидуальный предприниматель смогут через портал госуслуг направить соответствующую жалобу на контрольный (надзорный) орган, который, по их мнению, нарушил права проверяемых лиц.

При координации Министерства экономического развития и промышленности Республики Карелия все контрольные (надзорные) органы Республики Карелия на региональном и муниципальном уровне к 1 января 2022 года разработали положения об осуществляемых видах контроля (надзора) с учетом требований нового законодательства, включая перечень профилактических мероприятий, виды контрольных (надзорных) мероприятий, виды и периодичность проведения плановых проверок, критерии отнесения объектов контроля к категориям риска, а также систему оценки результативности и эффективности контрольной (надзорной) деятельности. Всего разработано 26 положений о региональных видах контроля и 309 положений о муниципальном контроле.  

Дата публикации: 28 января 2022 г.
Инвестиционный портал Республики Карелия